Воздействие химических веществ, обнаруженных в питьевой воде после дезинфекции хлором, может нести ответственность за один из 20 случаев рака мочевого пузыря в странах Европейского Союза. В некоторых странах это соотношение составляет 1 к 5. Об этом сообщили исследователи из Института Барселоны глобального здоровья.
Тригалометаны (ТГМ) – одни из самых распространенных побочных продуктов дезинфекции, обнаруживаемых в питьевой воде после хлорирования. Предыдущие исследования выявили связь между ТГМ и повышенным риском развития рака мочевого пузыря. Один метаанализ показал, что действие ТГМ может увеличить риск заболевания более чем на 50%.
Общие концентрации ТГМ, определяемые как сумма уровней хлороформа, бромдихлорметана, дибромхлорметана и бромоформа, являются единственными побочными продуктами дезинфекции, которые регулируются Европейским Союзом. Максимум установлен на 100 мкг/л.
Хотя в некоторых странах были предприняты серьезные усилия по снижению количества ТГМ, уровни этих химических веществ в некоторых странах могут привести к раковым заболеваниям. «Эту проблему можно предотвратить при помощи оптимизации практики очистки, дезинфекции и распределения воды, а также других мер» - отметили ученые.
Они сообщили, что их исследование «оценивает долю случаев рака мочевого пузыря, которые могут быть вызваны химическими веществами в питьевой воде, но не показывает, вызывают ли ТГМ рак сами по себе».
Исследование причин рака мочевого пузыря показало, что наиболее важной причиной его развития является курение, которое связано почти с 50% всех случаев заболевания. Ученые отметили, что у нхи недостаточно доказательств того, что эти химические могут вызывать рак мочевого пузыря, и МАИР (Международное агентство по исследованию рака) только оценивает его, как возможную связь.
Для текущего анализа исследователи собрали данные об уровнях ТГМ в питьевой воде в 26 странах Европейского Союза. Они обнаружили, что средний уровень воздействия был намного ниже максимально допустимого предела, хотя в девяти странах этот предел был превышен. Результаты их работы были опубликованы в журнале «Environmental Health Perspectives».
Ученые сообщили, что менее чем 5% случаев рака мочевого пузыря могут быть связаны с воздействием ТГМ. Они считают, что 44% из этих случаев можно было бы избежать, если бы уровни ТГМ были ниже среднего уровня во всех странах, которые превысили его.
Исследователи определили показатели ТГМ за период 2005-2018 гг в 26 странах, охватив 75% населения Европейского Союза в возрасте 20 лет и старше, хотя охват и точность данных для каждой страны был неоднородным.
Они выяснили, что средний уровень тригалометанов в питьевой воде составил 11,7 мкг/л. Самые низкие уровни были в Дании (0,02 мкг/л), Нидерландах (0,2 мкг/л) и Германии (0,5 мкг/л), а самые высокие - на Кипре (66,2 мкг/л), Мальте (49,4 мкг/л) и Ирландии (47,3 мкг/л). Максимальные показатели ТГМ, превышающие лимит в 100 мкг/л, были зафиксированы в девяти странах: на Кипре, в Эстонии, Венгрии, Ирландии, Италии, Польше, Португалии, Испании и Великобритании.
Расчеты показали, что ТГМ может быть связаны с 6 561 случаем рака мочевого пузыря ежегодно при оценочной добавочной доли популяционного риска рака мочевого пузыря 4,9%. При этом самая низкая добавочная доля популяционного риска была зафиксирована в Дании (0,0%), Нидерландах (0,1%), а самая высокая – в Ирландии (17,2%), на Мальте (17,9%) и Кипре (23,2%).
По оценкам исследователей, снижение общей концентрации ТГМ до среднего уровня во всех 26 странах, могло бы помочь избежать 2 868 или 43,7% случаев рака у мужчин и женщин старше 20 лет каждый год.
Ученые заявили, что усилия по снижению уровней химических веществ в питьевой воде должны быть предприняты в странах с самой высокой долей превышения и самыми высокими средними уровнями ТГМ.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/923814