Исследователи изучили генетические совпадения между риском некоторых психических расстройств и социально-коммуникативной компетентностью – способностью успешно взаимодействовать с другими людьми. Они выяснили, что гены, влияющие на социально-коммуникационные проблемы в детстве, частично совпадают с генами, связанными с риском развития аутизма. Однако в подростковом возрасте эта связь становится более слабой. Кроме того, гены, влияющие на вероятность развития шизофрении, имеют сильную взаимосвязь с генами, воздействующими на социальную компетентность у подростков.
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Molecular Psychiatry».
Пациенты, как с аутизмом, так и с шизофренией, сталкиваются с проблемами взаимодействия и общения с другими людьми. Они не могут легко начать общаться с окружающими или поддержать разговор. Но, с другой стороны, эти два заболевания развиваются совершенно по-разному. Первые признаки расстройств аутистического спектра, как правило, наблюдаются в младенчестве или раннем детстве, в то время как симптомы шизофрении не проявляются до начала взрослой жизни.
Людям с аутизмом сложно контактировать с окружающим миром, они плохо понимают социальные сигналы. А шизофрения характеризуется галлюцинациями, бредом и серьезными нарушениями процессов мышления. Тем не менее, недавние исследования показали, что многие из этих характеристик можно обнаружить (в меньшей степени) у обычных детей и подростков.
Последние достижения в области геномных анализов помогли ученым нарисовать точную картину генетической архитектуры, лежащей в основе психических расстройств и связанных с ними симптомов у людей, которых не затронуло заболевание. Значительная часть риска этих болезней берет свое начало из комбинированного воздействия многих тысяч генетических различий (полигенного влияния). В социальной коммуникации эти генетические факторы не являются постоянными, они меняются в детском или подростковом возрасте, так как гены действуют в соответствии со своим биологическим программированием.
Таким образом, развитие чувствительного анализа генетических связей между особенностями коммуникации и расстройствами может помочь определить связь между этими психическими заболеваниями. Данные ученых также свидетельствуют о том, что определение социально-коммуникативной компетентности в детском возрасте является важным индикатором генетического риска. Теперь исследователям предстоит определить, как различные генетические изменения влияют на развитие «социального мозга».
Источник: http://www.medicalnewstoday.com/releases/315031.php